ckotinko (ckotinko) wrote,
ckotinko
ckotinko

Category:

О слепых поводырях.

    В последнее время часто приходится слышать, что советская наука погибает, и что последний оплот света - академия наук - противостоит ордам петриков, фоменок, и прочей нечеловеческой нелюди.

    Вот, к примеру, академик Владимир Арнольд рассуждает о том, как камлания над портретами эйнштейна могут спасти погибающую советскую науку. У нас ведь была, если кто не в курсе, самая мощная наука на свете. Правда, с полиэтиленом она почему-то справиться не могла, но, во-первых, наши учёные умели атом расщеплять, а, во-вторых, при коммунизме всё равно полиэтилена будет до фига на душу населения, так что нечего с ним заморачиваться. Но это я отвлёкся. Печалит, значит, нашего академика недостаток дифирамбов эйнштейну в воздухе.

    Тенденции заменить «теоретические» науки прикладными не новы. Восставая против них еще в середине XX века, английский математик Харди в старости писал: «Если бы мне сейчас пришлось выбирать себе специальность, то я бы выбрал либо теорию относительности, либо теорию чисел, ибо только эти две области никогда не будут иметь никаких военных приложений». <...> Но Харди следовало бы к тому времени уже знать и о «формуле атомной бомбы» Эйнштейна E=mc2 из теории относительности ...

    Для себя, по видимому, Академик Арнольд не считает необходимым знать, кто выводил и из каких теорий "формулу атомной бомбы". Оливера Престона например, или Дж. Томпсона, или Пуанкаре, или Хевисайда бы назвал. На самом деле эта формула - всего лишь следствие грамотного применения уравнения мещерского для заряженных частиц, чьё поле распространяется со скоростью света, и выводилась она...откуда только не выводилась, разве что в теории относительности она постулирована.

    То есть через нее конечно можно рассчитать энергию, выделяющуюся при распаде ядра. Однако принципиально ядерная энергия берется из-за энергии связи между нуклонами. Точнее, если конкретно взять например уран-236 (образуется из урана-235 поглощением нейтрона), то эта энергия берется из кулоновского взаимодействия протонов. Когда разрываются сильное взаимодействие, связывающее эти самые протоны, их начинает ускорять кулоновская сила, и при этом разумеется протоны начинают излучать гамма-лучи. Остается пара-тройка лишних нейтронов, которые превращают последующие ядра урана-235 в уран-236.

    Дефект масс вообще здесь не причем, разве что если речь идёт о массе мозга великого олигофрена. Он появляется не только из-за энергии связи, но и из-за того, что массы протона и нейтрона не равны одной атомной единице массы. Эта величина вообще не имеет физического смысла. Ее в химии чаще используют, а не в физике. А с энергией связи такая проблема заключается в том, что если мы будем считать массу этой самой энергии, то внезапно она у вас получится отрицательной. А это бред чистой воды. Отрицательной она получается из формулы для энергии связи M(A,Z)c2=(N*mn+Z*mp)*c2-W(A,Z), где W(A,Z) - энергия связи, а остальное думаю понятно. И чтобы реакция была экзотермической (то бишь, чтобы выделялась энергия), необходимо, чтобы энергия связи возрастала для продуктов, получившихся в реакции.

    Т.е. у из принципа что энергия ~ массе, следует, что масса энергии должна быть отрицательной, откуда следует что есть дефект масс, откуда следует, что масса переходит в энергию, откуда следуют камлания релятивистов вокруг гениальной теории. С таким же успехом можно было бы постулировать, что небо красное, и на сиём основании доказывать что синий цвет есть красный.

    Дальше идут пространные рассуждения о завлабах, директорах, Пастере и рационе скота, наконец, о том, какой всё таки дурак этот британский учёный Харди:

    Один мой друг-математик сформулировал «основную пользу» математики как «решение основной проблемы современного постиндустриального человечества». По его словам, эта проблема — «перейти от наблюдавшегося более века ускорения научно-технического прогресса к его замедлению». В этом математика, думается, и помогает: «занятия ею отвлекают лучшие умы от более опасных занятий, вроде усовершенствования автомобилей и самолетов».

    Вот я тут подумал - величайшие наши академики, такие как Ландау, Гинзбург(пусть ему тора будет пухом), Иоффе и прочие светила науки занимались 40 лет изобретением термоядерного синтеза, чтоб дать стране необходимые для окончательного построения коммунизма 100500 мегаватт на душу населения, камлали над портретами эйнштейна, что-то сложное считали, вроде возраста вселенной, теории струн и фононов, а вот такие опасные занятия, как создание нормального автомобиля, самолётов, турбины которых не шумят так дико, или хотя бы полиэтилена, который не рвется от прикосновения к нему...

    Академик сообщает, что наука даёт огромные профиты, и приводит примеры Максвелла, чьи уравнения релятивисты испохабили, и Фарадея.

    Стоили все эти открытия малую долю процента того дохода, который налогоплательщики получили. Академик-секретарь отделения математики Российской академии наук опубликовал (в ленинградской газете) свои подсчеты: все расходы Советского Союза на математику в год составляли малую долю стоимости одного танка.

    Нет бы сказать, сколько денег истрачено на термоядерные реакторы, и какая от них нефиговая отдача. Хотя погодите, дальше академик жжот напалмом:

    Между прочим, Мстислав Всеволодович Келдыш, будучи президентом Академии наук, объяснил руководству страны, что, в отличие от США, советская атомная бомба (да и водородная) была рассчитана задешево, потому что, в отличие от фон Неймана, использовавшего для расчета американских бомб компьютеры, наши бомбы были рассчитаны математиком-теоретиком Леонидом Витальевичем Канторовичем (впоследствии лауреатом Нобелевской премии по экономике) безо всяких компьютеров.

    Вообще-то, безо всяких компьютеров атомную бомбу СССРу сделали немецкие специалисты после войны, а не товарищ Канторович. И денег на них потратили малую долю от стоимости сооружения, но не советского танка, а "звезды смерти" "из звездных войн":

    «Благодаря фон Арденне в СССР появился первый масс-спектрометр, а Физико-технический институт в Сухуми, впитав уроки немецкой школы, стал одним из лидеров нашей науки. Огромный вклад, как и обещал барон Берии, был сделан в создание лучшей в мире технологии обогащения урана, а передовая технология получения металлического урана была разработана Николаусом Рилем, который отчаянно вступил в спор с бюрократией и которым заинтересовался лично Сталин».

    «Было обещано, что в 1955 году немецкие ученые вернутся в Германию. Жена Николауса Риля была крайне напугана золотым дождем наград, премий и почестей - все члены семьи получили пожизненное право учиться, лечиться и передвигаться по СССР бесплатно. Риль сказал заместителю Берии генералу Звенягину: "Я никогда в жизни не был капиталистом, и было бы удивительно рассчитывать на то, что я стану капиталистом в стране социализма". Когда в Сухуми все паковали чемоданы, Риль демонстративно устранился от сборов и сказал, что все его ценности хранятся в голове. Позднее Риль писал, что любя бы не стал вот так утверждать, что евреи произошли от какой-то иной обезьяны, чтобы любовь Сталина и избыток благ были для него самым тяжелым бременем».

    «Манфред фон Арденне как назло прочитал о судьбе зодчих храма Василия Блаженного и засомневался, не постигнет ли его та же участь. Но барон купался в славе и ни в чем не знал отказа. Ему были возвращены и доставлены обратно в Германию все приборы, конфискованные в 1945 году. А денег из СССР в Германию барон-социалист привез столько, что сумел открыть и оборудовать первый в социалистическом мире частный научный институт».

    И это все в то время когда нищие рабы коммунистов - колхозники - миллионами мёрли с голоду в 1947-1948м, а сами коммунисты гноили зерно на элеваторах и помогали "другу" де-голлю. Малая доля от стоимости танка на практике плавно превращается в малые расходы на гениального Канторовича, в одно рыло рассчитавшего бомбу, как древний грек - трирему, и гигантские - на собственно науку, которую двигали немцы. Не бывает, короче, наука дешёвой. Наука - дорогое удовольствие, вроде добывания руды, из которой в дальнейшем что-нибудь выплавится(или не выплавится).

    Кстати, откуда он взялся, этот Канторович. Деда академика Арнольда в 1904м году перевел на русский кучу разных экономических теорий, включая бредятину балбеса Маркса и рассчитал на языке дифференциальных уравнений, что "Российская империя по экономическим причинам распадется менее чем через сотню лет". В общем "математик-экономист" занимался вместо математики переводами чужих книжек, и линейно интерполировал всякую муру, в надежде что ишак раньше сдохнет, чем шах. В реальности загнулась РИ не от экономики, а от деятельности мутных организаций, так что проверить, прав ли дед-Арнольд нам не удастся. В общем, у деда-Арнольда Канторович списал пару абзацев, из-за чего был уличен в недостаточной коммунистической бдительности и исключен из НИИ. От безделия экономист стал рассчитывать атомную бомбу. Хорошо что не паровозы, а то бы построили шайтан-машину по его расчётам, а она возьми да и взорвись.

    Но бог с ним, с Канторовичем, ибо академик Арнольд продолжает жечь как напалм: он повестует о том, что доказательства теорем (кстати, кто нибудь из вас помнит доказательства теорем, которые вы сдавали на экзаменах по матану?) нужны как зарядка для ума. Не спорю, что учить доказывать теоремы надо, ибо само по себе умение думать не вырастет. Но академик Арнольд как-то уж очень сильно жжот про теоремы:

    - Мнение, будто доказательства теорем — лишние «вещи, которые никому никогда не понадобятся», -распространенное заблуждение. Не понадобятся они послушному стаду рабов, готовых исполнять не понимаемые ими приказы начальства.

    Ну да, отдал начальник команды, а подчинённый в уме строго доказал, что ряд начальников сходится по Гейне к дураку и не стал выполнять его команды, как какой-нибудь раб. Вот вы мне скажите: вам доказательства теорем в жизни сильно пригодились? Кроме "согнул проволоку интегралом, чтоб шляпу из лужи достать"? То-то же.

    Я не утверждаю, что доказательства теорем не нужны. Мне нравились лекции по матану, которые в МФТИ вел замечательный преподаватель Петрович(ударение на "е"), на них действительно объяснялись важные вещи: приёмы доказательства, представление функций в виде рядов и т.п.. К сожалению, принятый формат - лекция в большой аудитории, без электронных средств вроде проектора, микрофона и пр. делали невозможным обучение откуда-либо, кроме самых первых рядов, а попасть туда было довольно сложно. Но эти проблемы решаемы.

    А вот на кой ляд нужно было заставлять студентов механически вызубривать туеву хучу теорем перед экзаменами, лишь для того, чтобы попав на выученный билет, оттарабанить его наизусть, получить положительную оценку, и уйти в общагу прочищать пивом мозги от матана? Зубрить теоремы учат, а вот решать - это навряд-ли. Буквально следующее утверждение:

    А сознательное, творческое в любой деятельности настолько близко к доказательству теорем, что нет лучшего способа воспитать его, чем решение математических задач, в том числе и доказывание теорем.

    -говорит о том, что академик Арнольд имеет весьма странное представление о "любой деятельности", либо просто не знаком с какой-либо иной сферой деятельности, кроме занятия матаном. Пусть это будет личное мнение академика Арнольда.

    Далее академик Арнольд приводит как пример ситуацию с образованием в Израиле, где Адъ и жыды:

    Живя в 1994 г. в Хайфе, около их Техниона, в квартире израильского педагога, я прочел у него (по-английски(зачем это сообщать?-ск.)) труды их конференций по школьному образованию. Там было сказано: «Есть две основные системы образования: европейская и американская. В Европе школьника учат думать, воспитывают мыслящую личность. В США об этом не заботятся, зато учат тому, что нужно в реальной жизни, — например, вождению автомобиля и поведению на бензоколонке. Ни тот, ни другой способ в Израиле не подходит — потому что ни тот, ни другой не решает нашей основной задачи: воспитать настоящего еврея».

    Но на следующих страницах он объяснил, как нужно поступать. Вот, — говорит он, — пример: урок математики. Американскому школьнику дают задачу: «Отец подарил Джону на день рождения 100 долларов, а велосипед, который хочет купить Джон, стоит 500 долларов. Отец с Джоном положили эти деньги в банк, приносящий 5% годового дохода. Через сколько лет сможет Джон купить велосипед?» Автор продолжает: «Для американского школьника — это хорошая задача, нужная для практической жизни. Но у нас, в Израиле, она неприменима, она не воспитывает настоящего еврея. Можно, конечно, перевести доллары в шекели — это легко. Но это не спасет задачу. Чтобы ее спасти, надо сделать другое — надо эти сто долларов ученику реально дать!»

    Нафига решать какие-то задачи, чему-то учить его, если можно просто дать ученику 100 долларов, что сделает из него настоящего еврея? Вообще-то, образование не должно давать 100 долларов, оно должно давать навыки мышления, и мышления самостоятельного. Но это я, конечно-же, шучу.

    Скорее всего израильский педагог имел ввиду развитие предпринимательских навыков. "Настоящий еврей" должен учиться извлекать "100 долларов" из любых знаний, которыми располагает. Направление в общем-то разумное, но оно ничем в принципе не отличается от американского подхода. В Израиле, как и в США "учат тому, что нужно в реальной жизни"(см. выше про США): навыкам, которыми нужно обладать в пределах своей социальной ниши. В случае "настоящих евреев" - зарабатыванию денег. Без денег в нашем мире никуда, с этим не поспоришь, но обученная таким образом личность будет ущербной просто в силу того, что всё её мышление будет преломляться через призму одного и того-же вопроса: "что мне за это будет?".

    Зато в нашей стране, по словам академика арнольда, с образованием всё в порядке: недавно наши школьники не справились с международным сравнительным исследованием для школьников со звучным названием "ПИСЯ". Им предлагалась полу-математическая задача, в которой надо было по разному сравнить данные, в зависимости от целевой аудитории. Вообще-то эта задача - не на чистую математику. Это типичная задача с нечетко сформулированным условием, его надо доформулировать, а не пяткой в грудь бить: "задача не имеет решения". Наших детей учат "ни шагу влево,ни шагу вправо-убьёт", поэтому россиянов так легко обдурить при помощи цифер. Туннельное зрение у них, цифру видят, а сравнить с другими цифрами не могут. Тут не радоваться надо, а горевать, что такие дуболомы из школ выходят.

    И только под конец у академика Арнольда появляется дельное предложение: пусть школьные учебники пишут учителя, а не академики. Что правда, то правда: академиков надо держать от школьников подальше, ибо академики уже сами не понимают, что несут, пусть хоть детям своими "математическими формализмами" головы не морочат. Можно было бы просто написать: "уберите академиков от образования, они разучились видеть простое за нагромождениями сложного". Попросту говоря, надо отогнать от образования всех этих академиков с их дутыми авторитетами, и дать учителям нормально учить детей думать. И тогда дети сами разберутся, где наука, а где лженаука.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments