ckotinko (ckotinko) wrote,
ckotinko
ckotinko

Categories:

Cаяно-Шушенская ГЭС. Часть I

Десять негритят отправились обедать,
Один поперхнулся, их осталось девять.
Девять негритят, поев, клевали носом,
Один не смог проснуться, их осталось восемь.
Восемь негритят в Девон ушли потом,
Один не возвратился, остались всемером.

Как всё было на самом деле

    В августе 2009го года на Саяно-Шушенской ГЭС произошло крупная катастрофа, унёсшая десятки жизней. Трагедия сопровождалась бурлением говен на просторах интернетов, призывами помочь рабочим, которые стучат по трубам из затопленых залов в то время, как спасатели ничего не делают, грандиозных срачах сторонников "стучания" с теми, кто утверждал, что "фарш стучать не может". Слышали мы и множество версий случившегося, от теракта и гидроудара до износа генератора и ошибок проектирования. Последнюю версию озвучили некоторые одиозные либерасты(например Милов из "солидарности"), Чубайс, оговорился о ней и представитель "Русгидро".

    Как мы уже знаем, причиной послужило разрушение 2го генератора вследствии сильных вибраций. Знаем мы и то, что причиной этой аварии стала запредельная коррупция, поскольку руководство СШ ГЭС фактически заказывало ремонт турбины и принимало её после ремонта само у себя, и то, что послуживший причиной аварии генератор за полгода до аварии как раз вышел из ремонта, и что его срок службы уже давно подошел к концу, и что аварийный генератор не выводили из работы под угрозой штрафов. Знаем мы теперь и то, как развивалась авария: в 3 ночи произошла авария на направляющим аппарате, в 6 утра на станцию прибыл поднятый начальник смены, а в 8 утра — взлетел в воздух второй генератор, примерно за 30 секунд волна прокатилась по машинному залу, затопляя остальные генераторы. Поскольку генераторы связаны попарно через общий трансформатор, то 7й и 9й генераторы сгорели, а 8й и 10й — отключились по защите от КЗ. На станции исчезло электропитание, и оставшийся в живых персонал лишь через 30 минут после начала аварии поднялся на верхний гребень плотины и сумел вручную опустить аварийные затворы на водоводах, и открыть водосброс, чтоб предотвратить переполнение водохранилища.

    На форумах приводились десятки графиков, таких как величины вибраций турбины и показаний АСУ, обсуждались показания персонала ГЭС, сотрудника компании "Вектор", которая участвовала в модернизации направляющего аппарата 2го генератора и других людей, в обсуждении участвовали десятки людей, пришедших в итоге к одному мнению. То есть ситуация очевидная: турбина не выдержала коррупции, воры и либерасты у власти проели советское наследие, и после этого осмелились еще и обвинить в случившемся советских инженеров и персонал станции, отважно спасавший плотину. То есть вам всё понятно и ясно, а авария стала уже частью Истории.

    Но, как уже знают читатели сего журнала, в этом журнале находится самый настоящий рассадник фоменковщины, лженауки, злобной клеветы на теорию относительности и конспирологии. Поэтому я не упустил случая, чтобы распространить фоменковкие, антинаучные и конспирологические сплетни насчет этой аварии, и насочинять сказок, что якобы всё не так, как на самом деле, а власти скрывают.

Реакция властей

Десять негритят отправились обедать,
Один поперхнулся, их осталось девять.

    Для начала, небольшое лирическое отступление: не находите ли вы, что тот факт, что воры и либерасы у власти, после недолгих колебаний, таки признали Правильную Версию аварии, является неким исключением из правил? Обычно эти товарищи предпочитают скрывать и засекречивать всё, либо искажать информацию о событии. И уж тем более, не припоминаю я случаев(не считая "хромой лошади"), когда компадоры признавали, что причиной ЧП стала запредельная коррупция. Может быть это у компадоров вовсе не совесть проснулась, а что-то иное?

    К примеру, жил-был такой мужик — Михаил Евдокимов. В 90-е выступал в юмористических программах, а в 2000х подался в губернаторы. А потом, в 2005м году, он погиб в ДТП, когда его автомобиль, двигаясь на огромной скорости под уклон, врезался в машину рядового гражданина — Олега Щербинского. Хотя в ДТП по всем признакам был виноват шофер Евдокимова(а вовсе не внезапно отказавшие тормоза), но подлые воры и либерасы обвинили пострадавшего в ДТП простого гражданина, и чуть было не засудили его. И только бурные протесты автомобилистов по всей стране, внезапно поддержаные СМИ(у них тоже, видимо, случился приступ совести) заставили подлых воров и либерасов отпустить невиновного человека. Для приличия поломавшись, компрадорское судилище признало, что автомобиль Едокимова двигался со значительным превышением скорости. А еще говорят, будто Путин был очень недоволен, когда узнал, что на пост губернатора попал не правильный человек(Евдокимов).

    А вот еще случай, из более поздней практики. Губернатор Костромской области Виктор Шершунов погиб в аналогичном ДТП, врезавшись в автомобиль директора небольшого ярославского предприятия Андрея Никифорова. В отличие от предыдущего случая, никаких попыток поддержать Андрея Никифорова не наблюдалось, ни у СМИ, ни у поганых воров и либерасов не проснулась совесть. Полицаи не только наотрез отказались признавать тот факт что автомобиль губернатора двигался с превышением скорости, но и, невзирая на то, что удар по автомобилю Никифорова пришелся сзади, заявили, будто бы удар был лобовым. Кстати, Путин был очень доволен Шершуновым, ведь он член известной партии "Едим Россию" и совсем не ворует.

    Возвращаясь к нашим турбинам. Из-за аварии выходит из строя крупнейшая ГЭС страны. Сразу после аварии, подлые воры и либерасы обвинили простых людей, персонал станции, и начали выдумывать ложную версию катастрофы. И только бурное обсуждение в ЖЖ, внезапно поддержаное СМИ(опять приступ совести!) заставило подлых воров и либерасов признать, что причиною катастрофы послужила ими же взрощенная коррупция, но и составить список главных виновников аварии, в который вошли лица, в прочих условиях неприкосновенные.

    Скажите, на что это больше похоже: на гибель Евдокимова или на гибель Шершунова?

    Мне лично это напоминает первое, а посему я на минуточку предположу, что за версией о разрушении генератора от вибраций скрывается что-то похуже. Что точно - пока не знаю. Не то, чтобы они вообще всё врут, а скорее чего-то важное не договаривают. Пожертвовали так сказать ладьёй, чтоб сохранить ферзя. В дальнейшем подобное странное поведение компадоров мы будет называть "эффектом Евдокимова".

Закон сохранения энергии

Девять негритят, поев, клевали носом,
Один не смог проснуться, их осталось восемь.

    Для начала, немного теории. От советского союза всему СНГ досталась объединённая энерго-система, в которой распределение электростанции регулируется загадочной штуковиной под названием "Групповой Регулятор Активной и Реактивной Мощности". Вкратце, все генераторы в электросети работают почти синхронно, на одной частоте, благодаря системе группового регулирования активной и реактивной мощности(ГРАРМ). Эта система смотрит, где сколько энергии потребляется, и отдаёт команды электростанциям, какую мощность следует отдавать в сеть.

    Согласно методичке с сайта "Промавтоматики", к каждому генератору приставлен шкаф, содержащий PC-совместимую мини-ЭВМ Beckhoff CX1000, которая "может интегрироваться с вышестоящим уровнем системы управления посредством линий DeviceNet, ProfiBus, а также Ethernet". На эту бандуру сверху ставятся на выбор Окна СE или Окна ХР встроенные. А также операторская станция на основе промышленного персонального компьютера, которая "подключается к шкафу управления через сеть Ethernet с использованием протокола TCP / IP".

    Мы-то, помнится, смеялись на установкой на компьютеры британских АПЛ заморской программы "Windows for warhips", а у самих рыло сами видите в чем. Интересно, как обстоят дела с безопасностью в этом заповеднике майкрософта? Позже, мы еще пару раз вернёмся к этим коробочкам.

    По результатам вскрытия СШ ГЭС наши честные и неподкупные власти выпустили целый "Акт технического расследования причин аварии СШ ГЭС"(далее просто "Акт"), в котором написали много чего интересного. Например, на страницах 3 и 4 описывается, какую же всё-таки пиздецовую ГЭС построили гениальные коммунистические инженеры. Также, вооружимся графиками потребления и генерации с сибирской ОЭС:


    Только надо всё время помнить, что все эти данные могут быть и фальшивыми. Ничто не мешает нарисовать их такими, какие нужны заказчику для обоснования версии о "летающей супротив законов турбине и коварных шпильках".

    Так вот, согласно "Акту", аварии предшествовало возгорание 16.08 в 20:20 МСК на АТС Братской ГЭС, в результате чего та потеряла связь со внешним миром на 40 минут. Само событие, на первый взгляд, не первой важности, но и не последней. Ведь Братская ГЭС помимо выработки электроэнергии, занималась еще и компенсацией скачков потребления энергии под управлением той самой ГРАРМ. 80% работы доставалось ей, а 20% - СШ ГЭС. Согласно офф.версии, за Братскую ГЭС пришлось отдуваться Саяно-Шушенской, на которую легла ноша компенсации скачков потребления во всей энергосети сибири. А это на пролетарском означает, что ГЭС придётся подстраивать мощность турбин, что создаёт последним дополнительные неудобства.

    Как мы знаем, на СШ ГЭС имелось ровно десять турбин и ни турбиною меньше. Для всех турбин определены три зоны: зона I — (0 - 265) МВт, зона II — (265 - 570) МВт, зона IIIм (570 - 640) МВт. В зоне I КПД очень низкий, но тем не менее работать там можно, в зоне II работать нельзя вообще, можно только быстро проскакивать её, а зона III — самая что ни на есть рабочая. Во второй зоне под колесом турбины возникают гидроудары, пульсации давления и прочие непрятные вещи.

    В I-й зоне пространство для манёвра составляет порядка 260МВт, в III-й — 70МВт. Как видно, третья зона совсем узенькая, и в ней особо не поманеврируешь. На самом деле она еще уже, так как автоматика держит генератор середине зоны, т.е. 600+-10МВт. Таким образом, для каждого генератора у нас есть три стратегии: не работать, регулировать выработку или тупо выдавать 600 мегаватт в сеть. Кроме того, отдавать мощность "от балды", в рассчёте на то, что на том конце провода найдут применение лишней энергии тоже не получится. Какое-то вихляние, конечно, допустимо, но не на шестьсот же мегаватт. Скачок мощности при переключении режима одного генератора из I в III или обратно составляет порядка 340МВт, что требует подруливания мощности двумя генераторами в режиме I. Собственно, это вы можете видеть на странице 8 "Акта": ГA-7 и ГА-10 подшаманивают мощность, а остальные пашут, как папа Карло:

ГА- 1ГА- 2ГА- 3ГА- 4ГА- 5 ГА- 6ГА- 7ГА- 8ГА- 9ГА-10
605600570600600 0120590605100

    Так вот, вернёмся к нашему ГРАРМу: Cогласно данным на странице 7 "Акта" до 11 вечера по местному времени в работе находилось 7 генераторов, 6-й был в ремонте, 2-й и 10-й стояли в резерве. В 23 часа 14 мин. по местному времени, или в 19:14 МСК ГА-2 был "выведен из резерва по решению оперативного персонала станции и введен в работу с регулируемой нагрузкой по заданию филиала ОАО «СО ЕЭС» - ОДУ «Сибири» под автоматическим управлением регулирования мощности АРЧМ - ГРАРМ в качестве приоритетного при исчерпании диапазонов регулирования мощности", а в 23:31 местного времени или 19:31 МСК в строй входит ГА-10, что сразу отражается на задании мощности ГА-2 от ГРАРМ, но ненадолго.

    Если поглядеть на графики потребления и генерации, видно, что на это самое время приходится ежедневный пик потребления, которого не видно из-за сглаживания кривой и малого количества точек. ГА-2 поработал в I-м режиме полчаса, а уже в 23:44 по местному времени, или в 19:44 МСК, на самой вершине пика, сходил еще на полчаса прогуляться в III-й режим и обратно. Всего работает 9 генераторов, и если 7 из них работают в III-й зоне, а 2 болтаются в нижней(назовем это режимом 7+2), вырабатывается в сумме 4.2-4.4ГВт. Больше 4.3ГВт посчитали не отдать не позволит ЛЭП, куда девать еще 100МВт? По проекту ЛЭП вообще пропускать лишь 4.2 но эффективные менеджеры эффективно повысили её мощность. А если 6 генераторов работают в III-й зоне, а 3 болтаются в нижней(назовёт это режимом 6+3), то вырабатывается 3.6-4.38ГВт. Вот этот самый зазор в 20МВт между максимальными выработками якобы и заставил ГРАРМ гонять "приоритетный" генератор вверх и вниз. Реально он должен быть чуть больше, возможно до 100МВт, если в ГРАРМ заложено ограничение до 200МВт в режиме I(что опять же не так). Аналогично и по 7-часовым пикам. Но для того, чтоб ГРАРМ начал так хулиганить, нужно сперва дойти до этой "крайней точки", а как это сделать, если больше 4.2ГВт ГРАРМ не запрашивал?

    Генератор ГА-2 судя по данным из "Акта", работал и вырабатывал энергию в момент аварии. Не соотвествуют приведенным в "Акте" данным и утверждения о том, что часть генераторов работала в режиме синхронных компенсаторов, поскольку по данным АСУ незадолго до аварии они все давали в сеть электрическую мощщ. Но это — только если приведённые в "Акте" данные верны.

    А вот эти данные-то и вызывают вопросы: при затребованной мощности 4.2ГВт фактическая мощность по данным АСУ составляла почти 4.4ГВт. Такое возможно только при условии, что ГРАРМ следит только за нагрузкой, но не обращает внимания на генерацию. Но ввод ГА-10 и последовавшая за ним коррекция мощности ГА-2 по команде ГРАРМ показывает, что ГРАРМ отлично видит генерацию. Тогда расхождение возможно только если в объединённой электросети либо существуют неучтённые потери, которые ГРАРМ не "видит", либо если разница шла на потери в электросети. Или же кто-то брешет. Мы, опять же, не будем торопиться с выводами, а поставим себе галочку на память напротив этого важного расхождения.

Вымыслы и домыслы

Восемь негритят в Девон ушли потом,
Один не возвратился, остались всемером.

    На самом деле, к "Акту" можно докопаться и по тысяче других причин. Возможно, читатели уже не помнят, или не заметили, но сразу после аварии версии основных участников отличались от тех, которые были озвучены после появления Правильной Версии аварии. Например, представители Братской ГЭС изначально заявляли, что никакого пожара на АТС не было, просто что-то слегка коротнуло, и эту неполадку устранили. И даже пожарникам дали отбой:

    Во всех августовских информационных сообщениях об аварии на Братской ГЭС говорится, что это было всего лишь коротким замыканием на мини-АТС. И через две минуты после того как пожарные расчеты двинулись к месту аварии, “начальник караула ведомственной пожарной команды по охране < Братской ГЭС сообщил о том, что произошло короткое замыкание без последующего горения. Расчетам был дан отбой”. И “происшествие на технологический процесс Братской ГЭС не повлияло, выработка электрической энергии и поставка потребителям производились в штатном режиме”.

    А вот в "Акте" на странице 7 написано, что пожар был самый настоящий:

    В период с 20 час. 23 мин. (мск.) по 20 час 31 мин. 16.08.2009 г. в результате пожара поочередно произошел выход из строя оптических линков между БГЭС - ПС «Покосное», БГЭС - ПС «Тулун», повреждено оборудование основных и резервных каналов связи, устройств АРЧМ БГЭС, устройств телемеханики, прямых голосовых каналов с ОДУ «Сибири» и Иркутским РДУ.

    Конечно, потом представители Братской ГЭС изменили свои показания, но "осадочек остался". То же самое и со злополучным генератором №2. В "Акте" на странице 5 еще говорится про "наплавку" чего-то на турбину. А сразу после аварии я своими глазами видел сообщения о том, что на втором гидроагрегате производилась не(или не только) "наплавка", а подтяжка обода ротора. К сожалению, тогда я не озаботился сохранением всех попадавшихся мне материалов по теме, а потому вам остаётся только поверить(или не поверить) мне на слово. Вот что пишет про натяг обода Брызгалов:

    Было отмечено, что у генераторов с проектной величиной натяга обода ротора увеличения оборотной вибрации после сброса нагрузки нет, а у агрегатов с ослабленной посадкой обода после сброса номинальной нагрузки наблюдается увеличение оборотной вибрации. <...> Обод ротора отделяется от спиц и тяжелая точка обода сдвигает его в своем направлении. Балансировочный груз, установленный на спице, не препятствует этому. На прежнее место обод, потерявший упругость, уже не возвращается. результате происходит разбалансировка ротора и увеличение оборотной вибрации.

    И если в январе-феврале 2009-го коррумпционеры-ремонтники чего-то нашаманили еще и с этим самым ободом, то становится ясно, почему уровень вибрации так резко пошёл в гору. Не лопатки тут виноваты, и не шпильки, а то, что эффективные ремонтники влезли своими сивыми лапами в турбину и начали там что-то паять и крутить. Шпильки вызвать вибрацию не могут, даже если они совсем-совсем устали.

    На странице 10 приводится график амплитуды и средней величины вибраций агрегата №2:

    Следует учитывать, что значащими на этом графике являются только точки, отмеченные чёрными квадратами, а линии между ними — это нарисованы лишь для удобства восприятия. Агрегат обычно работает в безопасных I-й и III-й зонах, где обтекание водой рабочего колеса турбины идёт сравнительно спокойно, без гидроударов и сильных пульсаций, и время от времени проходит II-ю зону, где эти непрятные явления вносят свою лепту в вибрации генератора. Логично предположить, что жирная линия соответствует в основном работе в I-й и III-й зонах, а вторая отражает поведение генератора при прохождении II-й зоны, т.е. они относительно менее вредны, чем средние. Горизонтальная линия показывает, какой уровень вибрации является опасным для деталей агрегата при относительно длительной эксплуатации, т.е. при выходе за обозначенные пределы, деформация элементов агрегата как минимум перестаёт быть упругой, что приводит к значительному ускорению их износа и последующему разрушению.

    Из графика мы можем сделать следующие выводы: В период между с апреля по июнь предельные вибрации превысили максимально допустимые значения, однако это не приводило к аварии, поскольку они возникали лишь в момент прохода второй зоны, и детали агрегата не успевали значительно деформироваться. В то же время ремонт, произведённый в январе-феврале 2009го года, создал условия для ускоренного износа деталей агрегата, что вызвало рост амплитуды вибраций. В период с 23-го июня по 2-е июля средний уровень вибраций превысил максимально допустимые значения, в результате чего, как я думаю, произошла некоторая деформация или иное повреждение с 2 по 21 июля каких-либо деталей вала или его подшипников, что и привело к резкому росту амплитуды колебаний. После 21-го июля второй гидроагрегат работал фактически неисправным. Это согласуется с тем, что пишет Брызгалов на стр. 546-547:

    Важно отметить (на примере агрегатов N 3 и N 9),что при радиальной оборотной вибрации 180 мкм и выше баббитовое покрытие сегментов генераторного подшипника не выдерживает межремонтного периода и выкрашивается. При вибрации ниже 180 мкм повреждений не было.

    В 3:06 ночи по местному времени на втором гидроагрегате произошла авария: отказ направляющего аппарата.

    Странно, что никто не обратил внимание на информацию, что в 3-06, при понижении нагрузки, и вывода ГА-2 на низкую мощность, при мощности порядка 520 МВт, в "красной" зоне нагрузок сработала защита сервоприводов НА(направляющего аппарата-Ск.), и понижение выработки этим агрегатом решили отложить, вернув его в разрешенную, устойчивую зону на 580 МВт. А проблем с НА этого агрегата - было достаточно до аварии. Второй факт, упоминавшийся здесь, это то, что по крайней мере за несколько дней до этого гидропривода затворов на ВБ находились на ремонте. Известно, что в случае поломки НА вывод ГА должен происходить путем штатного опускния затвора на ВБ.

    В "Акте" на странице 13, где перечислены все события, предшествовавшие аварии, об этом событии не упоминается, и понятно почему: официально-то им управляет ГРАРМ, и агрегат уже находится в I-й зоне, а значит этого не могло быть. После этого, в шесть утра по местному времени на станцию экстренно вызывают из отпуска начальника турбинного цеха. Зачем? Чтоб заебался, это же очевидно.

    похоже, не только мои античубайсовские посты трут, но и сообщения от свидетелей. вчера перелопатил начало - сообщения, что начальника цеха в 6 утра вызвали уже нет. великое и страшное слово модерация.

    Ну в самом же деле, не из-за проблем же с дико вибрирующим генератором его вызвали. Причем, если подумать мозгами, то за пять минут человека из отпуска не вызовешь. Нужно сперва понять, что произошло ЧП, найти начальника (а он может быть где угодно в своём отпуске), прислать за ним автомобиль... То есть авария на направляющем аппарате и приезд начальника турбинного цеха могут быть взаимосвязаны, и в 3 ночи на втором гидроагрегате произошла серьезная авария, требовавшая экстренных мер. Кстати, график в тему:

    На графике написано, что в 7 утра второй агрегат сходил во вторую зону неудачно. А в "Акте" на странице 13 написано, что всю ночь генератор вёл себя образцово, не хулиганил и не безобразничал:

    Состав смены находился на своих рабочих местах. Со слов инженера центрального пульта управления Мисюкевич Л.М.(протокол опроса 18.08.2009), в 8 часов 05 минут отключился групповой регулятор реактивной мощности (ГРРМ – подсистема, работающая в составе ГРАРМ) и напряжение на нем показывало 526-527 кВ, при этом показания на программном модуле задатчика внеплановой мощности (ЗВМ) соответствовали 176 МВт. В момент осмотра ЗВМ в 8 часов 00 минут показания соответствовали - 300 МВт.

    В 8 часов 06 минут Мисюкевич Л.М. подошла к пульту управления и снизила на каждом агрегате реактивную нагрузку (Повернула ключи реактивной мощности против часовой стрелки вместе на 9 и 10 агрегате, затем на 7 и 8 агрегате, затем на 5 агрегате. 6-й агрегат находился в ремонте. Снизила реактивную нагрузку на 3 и 4 агрегате и затем на 1 и 2 агрегатах). Напряжение на шинах снизилось до 525-524 кВ. Действия Мисюкевич Л.М. соответствуют инструкции по эксплуатации системы группового регулирования активной и реактивной мощности (ГРАРМ) гидроагрегатов СШГЭС утвержденной главным инженером СШГЭС Митрофановым 24.02.2009г. После этого доложила начальнику смены станции, что можно вводить ГРРМ. Начальник смены станции Нефедов М.Г. ввел его в работу. В 8 час. 07 мин. все показания приборов были в норме, сигналов о неисправности не было.

    Из всего вышеуказанного я делаю вывод, что официальный отчет о катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС противоречит первоначальным показаниям многих свидетелей, а также ряду официальных заявлений, сделанных непосредственно после аварии. Вырисовывается альтернативная картина происшествия, согласно которой причиной аварии стала не усталость шпилек крышки, а повреждение турбины в ходе ремонта, произведённого "эффективным менеджментом" ГЭС через карманные конторы. Это привело к разбалансировке турбины, и последовавшему за ней нарастанию вибраций в камере рабочего колеса турбины. В 3 ночи по местному времени произошел отказ сервоприводов направляющего аппарата, который, как указано в официальном "Акте", уже имел на момент аварии значительные дефекты. Причиною могли быть как вибрация турбины, износ собственно направляющего аппарата, а также попытка остановить аварийный генератор штатными средствами. Всё это вызывает сомнения в объективности составителей "Акта". В то же время, в официальной версии пока выявлено принципиально невозможных либо взаимоисключающих утверждений, и на основании вышеуказанных показаний её по прежнему нельзя опровергнуть. А в восемь утра местного времени генератор снова останавливают, на этот раз согласно "Акту" и тут внезапно...

* * * продолжение * * *

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments