ckotinko (ckotinko) wrote,
ckotinko
ckotinko

Categories:

Low Level, часть I: Сознание

     По прошествии двух месяцев выходит второй номер журнала "Знание-сила". В нем по прежнему рассматриваются вопросы, связанные с разумом и принципами его взаимодействия с окружающим миром. Некоторые события последних месяцев задержали выход этого номера, и внесли коррективы в его содержание, но не в цель, состоящую в способствовании построению цельной картины мира и распространении добра и справедливости.

     Конфуций писал:

Дабы распространять добродетель в мире, человек должен прежде править в своей стране. Дабы править в своей стране, человек должен прежде править в своей семье. Дабы править в своей семье, человек должен прежде, упражняясь в нравственности, научиться править собственным телом. Дабы править собственным телом, человек должен прежде править собственным разумом. Дабы править собственным разумом, человек должен прежде быть честным в своих помышлениях. Дабы быть честным в своих помышлениях, человек должен прежде увеличить свои познания.
Я бы добавил: Дабы увеличить свои познания, надо научиться знать. Дабы научиться знать, надо понять, что такое знание.

     В прошлом номере поднимались, и в меру моих сил и познаний осмысливались понятия "разума", "знания" и "свободы". Cложность формулировки этих терминов заключалась в их полной абстрактности. Если понятие "свободы" мы еще смогли определить, как

совокупность навыков, позволяющих человеку максимизировать пространство решений до пределов непреодолимых ограничений, присущих самому человеку либо его окружению.
то как описать базовое понятие "знания"? Определения, содержащиеся в словарях, определяют совсем другую сущность: "сведения", "сообщение" - т.е. способ представления информации на нематериальных носителях. Очевидно, что человек не способен усвоить информацию в том виде, в котором она представлена на материальном носителе. Ему необходимо понять информацию, привести её в свой внутренний формат. Очевидно и то, что опускаться до уровня нейронов и биохимии бессмысленно, поскольку подобный подход будет неоправданно сложен, да и современные знания об окружающем мире слишком ограничены. К примеру, а что если "душа" существует, например в форме какого нибудь поля? Знаем ли мы, как вообще работает мозг в целом? В сложившейся ситуации нам не остаётся ничего иного, кроме как искать определение знания эмпирически, путём рассуждений и обобщений.


    

     Трактат о молотке

     Для начала, давайте перечислим возможные виды знания. Давайте оглядимся вокруг себя, выберем какой нибудь предмет и спросим себя - в чём состоит ваше знание об этом предмете?


Это - молотки:

Это - не молотки:

А это - опять молотки:

     Знаете в чём ваша проблема? Вы знаете, что такое молоток, но вы не знаете, что вы знаете о молотке. Ваше знание о молотке - это знание взрослого, который отдал знание о сущности молотка подсознанию, тем структурам мозга, которые обрабатывают входной поток данных, фильтруют его, вычленяя самое важное и передают эту информацию сознанию. А теперь спросите ребёнка - что такое "молоток", он подумает, и ответит вам что-то вроде: "молоток это такая штука, с рукояткой и тяжёлой штуковиной на её конце, которую берут в руку, размахиваются и стучат". Изобразим это более наглядно:

     Это такая штука: Это одна штука, которую я могу зрительно выделить из окружающего мира. Эта штука принадлежит к отдельному классу таких штук, которые похожи, и я могу их узнать

     Эта штуку состоит из рукоятки: У этой штуки есть составная часть - прямая палка, за которую можно хватать. Эта палка — штука, и я могу зрительно выделить её из штуки «молоток»

     На конце которой есть тяжелая штука: У на одном конце рукоятки есть составная часть - штука, которой ударяют. Я могу зрительно выделить её из штуки «молоток».Эта штука тяжелая — она придаёт молотку инертность и вес, который я ощущаю мышцами.

     Им размахиваются и стучат: чтобы использовать молоток надо размахнуться и ударить. При этом будет слышен стук.

     Для сравнения, знание взрослого человека о молотке довольно просто:

Молоток.

     Ребенок обладает сознательным знанием о предмете "молоток" потому, что он находится в процессе усвоения знания о предмете "молоток". Для него молоток существует в качестве наглядной модели. Взрослый уже усвоил знание о "молотке", нейронные структуры, опознающие "молоток" уже устоялись, и сравнение конкретного молотка с моделью "молотка" происходит без участия сознания. Можно сформулировать это следующим образом:

     Знание есть навык мозга, оно не обладает свойством истинности.
Знание атомарно. Каждое знание существует в форме неделимой модели, и её отношений с другими моделями.
Сознание есть процесс формирования знания.
Подсознание - это тыл сознания, те знания, которые сознание обработало и упаковало.

     Приведём для убедительности еще один пример: скорочтение. Очень хорошая статья о скорочтении мне попалась в журнале "Наука и жизнь" за 1970й год, номер которого, я, к сожалению, запамятовал. Вкратце суть этой статьи такова: ребенок, который только учится читать, останавливает взгляд на каждой букве. По мере накопления опыта, остановки взгляда случаются на отдельных слогах: знание о буквах ребенок уже усвоил и отдал на обработку подсознанию, разгрузив сознание. Затем взгляд останавливается лишь в начале, середине и конце слова - в ведение подсознания переданы уже знания о слогах, ударении, и т.д. При дальнейшем развитии навыков скорочтения взгляд останавливается 5-7 раз на одну строку, потом 2-3 раза на абзац.

     Однако у такого подхода есть побочный эффект: быстро читающий человек перестаёт замечать ошибки в тексте. Всем, наверно знаком следующий пример:

     По резлутьтаам исселдований одного анлгисйокго уинверстиета, не имеет занечния, в каокм проякде рсаоплжонеы бкувы в слвoе. Галнвое, чтобы преавя и псоелндяя блыи на месте. Отсаьлыне буквы моугт следоавть в плоном бепсояркде и все рвано ткест монжо поричатть. Причниой эотго явялестя то, что мы не читеам кжадую бкуву по отдлеьнсоти, а тлокьо все слвоо целиокм.

     По результатам исследований одного английского университета, не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на месте. Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке и все равно текст можно прочитать. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а только все слово целиком.

     Уточню: не мы, а наше подсознание читает. Первоклассник не прочитает вышеприведённого текста, т.к. в процессе чтения участвует сознание, а у взрослого эта функция находится глубоко в тылу сознания - подсознании.

     Подсознание работает быстрее, но оно имеет целью не решить задачу правильно, а решить задачу вообще и при этом максимально быстро. Решив задачу, оно сигнализирует мозгу: задача решена верно. Как следствие - твердо "усвоенное" ложное знание мозг будет считать истинным и не будет верифицировать. Другой уязвимостью мозга является способность ассоциировать с информацией о "молотках" собственное подсознательное представление о "молотке", которое может противоречить вышеупомянутой информации. Это представление находится вне фокуса сознания, оно доминирует над сознанием, и частично подменяет воспринимаемую информацию.

     Для борьбы с этой особенностью мышления необходимо формализовать мышление, выработать независимые критерии истинности и ложности утверждений, правила абстрагирования, учёта изменений модели и отката модели.

* * * продолжение * * *

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments